Санкт-Петербург задумывался и создавался Петром Первым как парадиз, как главный город новой России. Не зря туристская популярность Петербурга и его пригородов растёт год от года, а исторический центр города, созданный великими зодчими XVIII — XIX веков, находится под охраной ЮНЕСКО. Популярность города умножают бесценные собрания произведений искусства, собранные в его дворцово-парковых комплексах и музеях. А также мемориальные места, связанные с именами великих художников, музыкантов и, прежде всего, писателей, которые вывели отечественную культуру на ведущее место в мире. Но всё это рудименты былого величия, когда Санкт-Петербург являлся столицей Российской империи. А что сейчас?
Сейчас нам тоже есть, чем гордится.
Настоящий подвиг совершили реставраторы, вернув в культурный оборот разрушенные фашистами дворцово-парковые ансамбли.
С появлением богатого заказчика в Лахте возводится комплекс Газпрома, вызывающий не только споры градозащитников, но и интерес туристов. У города стал оформляется новый морской фасад с доминирующей Газпром-ареной.
Под эгидой Министерства обороны началось интенсивное развитие Кронштадта с парком фортов и мощной туристической инфраструктурой.
Как известно «поэт в России больше, чем поэт». Со времён Александра Сергеевича культурной столицей могло быть то место, где звучало «великое русское слово». Во времена перестройки и в постсоветский период «камертоном» культурной жизни стал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Его «Декларация прав культуры» стала программой действий для творческой интеллигенции. Символично, что первым Почётным гражданином Санкт-Петербурга в новой России стал Д. С. Лихачёв. Эстафету духовного лидерства от него принял Почётный гражданин Санкт-Петербурга Даниил Александрович Гранин. Его статья «Столичный город с областной судьбой» вызвала острую публичную дискуссию, продолжающуюся до сих пор. Как следствие — огромное количество читательских и писательских инициатив: дискуссионные клубы в библиотеках (особенно острые проходили в библиотеке им. Маяковского), книжные ярмарки и «аллеи», проекты в сети книжных магазинов «Буквоед».
Особый бум произошёл в театральной жизни. Тон задал «Балтийский дом», который в середине 90-х из явных аутсайдеров вырвался в лидеры, прежде всего, благодаря одноимённому фестивалю и его руководителю Сергею Шубу. Многие годы эталоном театрального Петербурга считался Малый драматический театр — театр Европы Льва Додина. При этом удалось сохранить творческое разнообразие театров, доверив руководство некоторым из них достаточно «авангардным» режиссёрам. Важным управленческим решением стала городская поддержка негосударственных театров, которых в Петербурге насчитывается несколько десятков.
В отличие от театра, поддержать кинопроизводство в городе не получилось. Ленфильм постоянно лихорадит. Тем не менее благодаря творческому авторитету удаётся периодически выпускать фильмы Алексею Герману-младшему. Продолжаем ждать откровенный от Александра Сокурова, который в настоящее время готовит молодых режиссёров из регионов России и помогает становлению национальных кинематографий.
Чуть оптимистичней выглядит ситуация с документальным кино. Во многом, благодаря традициям фестиваля «Послание к человеку» и активности студентов профильных вузов.
Очень насыщенна музыкальная жизнь Санкт-Петербурга. Сохраняется традиционно высокий исполнительский уровень музыкантов и вокалистов. Международной известностью пользуются музыкальные фестивали.
Мировыми лидерами на протяжении многих лет остаются Мариинский театр, Малый театр оперы и балета, филармония, тетра Эйфмана. Это то, что касается классического искусства. Анализировать сегмент музыкального искусства живущего по законам бизнеса, достаточно сложно, потому что он тяготеет к центрам с серьёзными финансовыми возможностями, а Петербургу с Москвой в этом тягаться бессмысленно. Да и звёзды эстрады не связывают своё творчество с местом прописки.
Тоже можно было-бы сказать о массовых театрализованных представлениях и праздниках. Но в этом смысле Петербургу повезло, поскольку лучшие явления событийного туризма напрямую связаны с местами их проведения. Исторический центр и пригороды Санкт-Петербурга предоставляют организаторам массовых мероприятий богатейшие возможности. Достаточно вспомнить «Алые паруса»; фестивали: «Опера всем», Ледоколов; День города, День открытия фонтанов в Петергофе, Военно-Морской парад и ещё десятки мероприятий в декорациях Санкт-Петербурга.
Особенно перспективным представляется создание новых общественных пространств по типу «Новой Голландии» и «Севкабель порта». Особенно в зоне «серого пояса» Санкт-Петербурга и по соседству с местами туристского притяжения в пригородах города. Новые культурные пространства способны дать импульс для развития инновационных проектов и креативных инициатив в сфере молодёжной субкультуры.
Уникальные возможности для реализации самых изощрённых фантазий предоставляют молодым талантливым людям федеральные фонды. Особенно Президентский Фонд «Культурных инициатив». Российский творческий союз работников культуры (РТСРК) помог нескольким инициативным группам из регионов РФ реализовать их идеи. Так, например, руководитель Пермского отделения РТСРК Ильдар Маматов уже несколько лет проводит мероприятия «По маршрутам Великой Северной экспедиции командора Беринга». В проекте задействована пятьдесят два региона и семь государств.
Руководитель Якутского отделения РТСРК Захар Никитин организовал летом этого года в мотеле «Ольгино» грандиозный национальный праздник «Ысыах» — якутский Новый год, посвятив его столетию создания Якутской автономной республики. Студенты, руководимого им колледжа культуры, также показали в Музее блокады Ленинграда спектакль, посвящённый их сверстникам из Якутии, поступившим в 1940 году в Ленинградский театральный институт и погибшим в ополчении, защищая город на Неве.
Руководитель Ханты-Мансийского отделения РТСРК, директор Сургутской филармонии Яков Черняк ежегодно проводит фестиваль «60-ая параллель», собирающий лучшие творческие коллективы из северных стран. Миссия фестиваля: доказать, что единственной альтернативой для выживания человека в некомфортных для него условиях является культура и искусство.
Думаю, что организация масштабных межрегиональных проектов совместно с регионами России — одно из направлений осуществления миссии культурной столицы. У РТСРК существует несколько предложений в т. ч. в план работы на 2023 год, объявленный президентом Годом педагога и наставника и на 2024 год, планируемый как Год инженера. Это проекты «Учитель и ученик» и «Тропа инженера Шухова».
Принципиально важно преодолеть разбалансированность в подготовке кадров для сферы культуры и искусства. Существующие творческие вузы и факультеты в непрофильных вузах почти не связаны с потенциальными работодателями и не сориентированы на перспективы развития культуры Санкт-Петербурга. Приведу пример как из-за несогласованности действий страдает имидж Санкт-Петербурга. Город ежегодно участвует во Всероссийских молодёжных Дельфийских играх. Поскольку необходимо собрать команду в двух возрастных категориях, примерно по 35 художественным жанрам, приходится обращаться в комитеты по культуре, по образованию, по науке и высшей школе, а также в учреждения культуры районного, городского и федерального подчинения. Координирующие функции при этом выполняет Комитет по молодёжной политике, в подчинении которого нужного контингента нет. При этом организаторы Дельфийской команды каждый раз сталкиваются с игрой в «футбол». Результатом этой игры становится утешительное место Санкт-Петербурга в десятке лучших регионов, что на деле является позором для культурной столицы и не отражает реальный творческий потенциал петербургской молодёжи.
Отсутствие согласованности наиболее ярко проявилось в неудавшемся проекте развития петербургской культуры до 2035 года. Обсуждение проекта показало, что в городе нет органа, способного свести вместе планы и интересы учреждений культуры, и искусства подотчётные Комитету по культуре, другим городским комитетам, федеральным органам власти, некоммерческому сектору и бизнесу. Изначально, в 1991 году предполагалось, что диспетчерские и аналитические функции будет выполнять Институт культурных программ. Думаю, что сейчас есть смысл наделить его такими полномочиями, введя в структуру института информационно-аналитический центр. Действовать такой центр может в формате государственно-общественного партнёрства в сотрудничестве с Координационным советом творческих союзов Санкт-Петербурга, представителями творческих вузов Совета ректоров Петербурга и Ленинградской области.
Опыт взаимодействия власти и общественных организаций в сфере реализации культурной политики в Санкт-Петербурге хорошо себя зарекомендовал во время руководства городом А. А. Собчака. Тогда председатель Комитета по культуре и туризму была Е. Г. Драпеко, а Координационный совет творческих союзов возглавлял Е. Д. Мальцев. В отсутствии бюджетных денег главным ресурсом явилось объединение административных возможностей власти и творческого потенциала художественной интеллигенции. Были сформированы тринадцать художественных и общественных советов по направлениям культурной жизни города, куда вошли самые авторитетные деятели культуры и искусства и сообща удалось не только сохранить культурно-историческое наследие, но и создать задел для дальнейшего развития Санкт-Петербурга.
Все возможности сделать жизнь нашей страны более творческой у Петербурга есть, а выполняет ли Санкт-Петербург миссию культурной столицы или нет, каждый определит согласно своему представлению.